Основой существующего, многократно перестраивавшегося главного здания усадьбы Лопухиных являются палаты, возведенные около 1689 года Федором Авраамовичем Лопухиным (отцом первой жены Петра I Евдокии Федоровны) на подаренных царем землях. К концу XVII века палаты представляли собой большое трехэтажное каменное здание, включающее в себя два жилых этажа и глубокие белокаменные подвалы (подклет). Одним из самых выразительных и красивых элементов архитектуры западного фасада палат, насыщенного элементами декора XVII века, было двухъярусное «Красное» крыльцо, ведущее на второй парадный этаж. В 1774 – 1775 годах палаты Лопухиных входили в состав Пречистенского дворца. Он был построен в сентябре-декабре 1774 года на Волхонке для размещения Екатерины II на время празднования победного для России Кючук-Кайнарджийского мира, заключенного с Турцией в ходе первой Русско-турецкой войны. Возведение дворца было поручено архитектору М.Ф.Казакову. 1802 году усадьба уже принадлежала действительной тайной советнице графине В.А. Протасовой, вдове А.Я. Протасова – воспитателя великого князя и будущего Императора Александра I. В 1830-х годах дом у Протасовых снимал генерал-майор Д.Н. Бологовский, человек интересной судьбы. Известно, что он был причастен к заговору против Павла I, участвовал в сражениях при Бородине и Лейпциге, водил дружбу с отцом и дядей А.С. Пушкина. Не исключено, что и сам поэт, также знавший Бологовского, бывал здесь у него. В 1850 году усадьба перешла к церемониймейстерше А.П. Бахметьевой. Есть сведения, что состоявший в знакомстве с ее мужем Н.В. Гоголь посещал их в этом доме. С 1890 по 1891 год усадьбой Лопухиных владел князь Д.А. Оболенский, а с 1891 года – фрейлина Их Императорского Величества Государыни Императрицы М.М. Петрово-Соловово. При этой последней владелице происходит самая значительная перестройка флигеля усадьбы. В новой центральной части флигеля устраиваются комфортабельные квартиры, сдававшиеся внаем. В одной из них в 1910 году жил историк Ю.В. Готье. После 1917 года усадьба Лопухиных использовалась под жилые и административные нужды. В 1920-х годах в ней располагался филиал музея Маркса-Энгельса, затем жилые квартиры, а с 1965 года территорию усадьбы занимал один из трестов Министерства тяжелого машиностроения СССР. В 1989 году Святослав Николаевич Рерих выступил с инициативой создания в Москве общественного Музея имени Н.К. Рериха. Руководством страны ему были предоставлены здания для размещения Музея. Святослав Николаевич остановил свой выбор на усадьбе Лопухиных.
ВВОДНЫЙ ЗАЛ
Сердце пульсирует, сливаясь с ритмом Космоса. Картины художницы Волковой серии «Эволюция человечества» Картина 1 «Гибель Атлантиды» Атланты забыли о законах Космоса, жили «во имя свое», утратили связь с божественным началом, встали на путь разрушения. Изображен черный диск тьмы и жрица. Она возносит молитву, чтобы не погиб огонь Любви и Знания. Картина 2 «Рождение Афродиты» В ладье прекрасная девушка – Любовь, священная птица Ибис – Мудрость, дельфин – спасение, надежда, продолжение жизни. Волна с царственным Змеем, как новый виток Космической эволюции. Картина 3 «Древний Египет» Приемник тайных знаний Атлантиды. Ключ АНХ, перо богини Справедливости Маат, солнечный луч. Картина 4 «Будда» Будда утверждал, что причина всех бед – невежество. (Буддизм – желтый луч, знания). Вся Вселенная существует лишь взаимодействием энергий, поэтому без сотрудничества ничего не может существовать. Заповедовал Общину как эволюцию человечества. («Агни-Йога». «Община»). Картина 5 «Учитель и ученица» Учитель передает чашу с пламенем Духовного Знания. Он знает, как тяжела эта Чаша, как тяжела ноша Мира, труден путь Служения людям. Картина 6 «Благовещение» Архангел Гавриил приносит великую весть о рождении Христа. Лилия – символ чистоты. Главная заповедь: «Любите друг друга». Картина 7 «Новый человек» Преображенный, образ и подобие Бога, человек-творец, его воля созвучна с Волей Вселенной. Он переходит к осознанному участию в эволюции, он – сотрудник Космических Сил, в его руках – спираль эволюции.
ПЕТЕРБУРГСКИЙ ЗАЛ
Два Сфинкса, копии Сфинксов на набережной у здания Академии Художеств. 42 года из 73 лет жизни Николай Константинович прожил в Петербурге. Фотографии: Семья – отец нотариус из древнейшего скандинавского рода; мать – из псковских купцов Калашниковых. Учился в гимназии Мая. Рерихи имели имение Извара под Петербургом (от индийского слова «Ишвара» - господь повелитель). По преданию, неподалеку жил 100 лет назад индийский раджа. В имении была картина – горы на закате. Тысячи картин с изображением Гималаев напишет потом сам Н. К. Рерих. Здесь же были произведены им первые археологические раскопки. Рисовать Н.К. начал рано. После окончания гимназии решил стать художником. Отец был против: «России нужны общественные деятели, а не рисовальщики». И тогда Н.К. поступает на Юридический факультет Петербургского Университета и в Академию Художеств в класс Архипа Ивановича Куинджи. «Один из самых важных шагов совершился проще простого», – писал позже Н.К., - стал Архип Иванович не только учителем живописи, но и всей жизни». Дипломную работу «Гонец. Восстал род на род» купил Павел Михайлович Третьяков для своей галереи. Л.Н. Толстой сказал, посмотрев эту картину, дал напутствие Н.К. Рериху: «Случалось ли Вам переезжать быстроходную реку? Надо всегда править выше. Так и в области нравственных требований – надо рулить выше, жизнь все равно снесет. Пусть ваш гонец высоко руль держит, тогда доплывет». Николай Константинович писал сказки, которые сбывались. В 18 лет он написал сказку о прекрасной царевне, к которой сватались многие женихи, но она всем отказывала. И пришел певец. Царь отец спросил, что он может дать его дочери кроме песен? – Веру в себя и дальний путь. Царевне дары понравились. «Хочу веры в себя. Хочу идти далеко, хочу с высокой горы смотреть на восход». В 1899 году Николай и Елена случайно встретились. Николай Константинович заехал к князю Путятину в Бологое по поводу археологических раскопок. И увидел Елену Ивановну Шапошникову, родственницу князя. Она и была этой прекрасной царевной. В 1901 году она вышла замуж за Николая Константиновича Рериха. Великое путешествие они совершили вместе. 40 лет творили вместе. Н.К. посвящал свои работы: «Елене. Моей жене, другине, спутнице, вдохновительнице». Два сына. Юрий – ученый, востоковед с мировым именем, знал более 30 языков (в том числе восточных). Святослав станет художником. В 1906 году Н.К. назначают директором крупнейшей художественной школы – Школы Императорского Общества Поощрения Художеств. Создание и деятельность этой школы современники называли чудом. Писали, что это чудо произошло благодаря энергии одного человека – Н.К. Рериха. Это был новый тип народной общедоступной художественной школы. Сейчас это С.-П. Художественное училище им. Рериха. Помимо напряженной работы в школе, Н.К. возглавляет Археологическое общество, делает декорации к театральным постановкам, расписывает храмы, пишет множество картин, организуются выставки его работ за рубежом. В зале представлены картины этого периода – северный русский пейзаж. В 1915 году Н.К. тяжело заболел воспалением легких. Врачи посоветовали сменить климат. И в 1916 году семья Рерихов переезжает в город Сердоболь (Сортавала с 1918 по 1940 гг. – финский, с 1940 – русский город). В 1918 году Финляндия получила независимость. В Петроград семья не вернулась. У них была другая миссия. Позже Н.К. напишет: «Для русского народа мы трудились, ему несем знания и достижения».
РУССКИЙ ЗАЛ
КАРТИНЫ 1. «Наши предки» 1919 г. 2. «Святой Сергий Радонежский» 1932 г. Стоит на холме, в руках – светлый храм – символ России, на одежде 3 круга – символ единения, благословляет воинов. «Дано Святому Преподобному Сергию трижды спасти Землю Русскую. Первое при князе Дмитрии. Второе при Минине. Третье…» 3. «За морями земли великие» 4. «Ныне силы Небесные с нами невидимо служат» Пасхальная ночь. Величайший праздник утверждения жизни. Святые лики золотыми звездами отражаются на небе. 5. Серия «Санкта» - «Святые». «И мы трудимся», «И мы открываем врата», «И мы видим», «И мы приносим свет» 1922 г. 6. Пророческая серия. «Пречистый град врагам озлобление» 1912 г. Накануне 1 Мировой войны. Белокаменный град в центре противостояния сил света и тьмы. 7. «Земля Славянская» 1943 г. Гимн победе силам Света над силами тьмы (Курская битва – решающая битва Армагеддона, тьма повержена.) Н.К. показал прекрасное будущее России. 8. «Весна священная» 1945 г. Девушка-славянка, розовый свет из-за холма. Победа Сил Света!
ЗАЛ ЖИВОЙ ЭТИКИ
Живая Этика или Агни-Йога – это философско-этическое Учение, переданное Учителями человечества людям через Е.И. Рерих (Матерь Агни-Йоги). Оно состоит из книг: «Зов», «Озарение», «Братство», «Община», «Сердце», «Беспредельность», «Мир Огненный», «Надземное». В нем говорится о Космической эволюции, о Законах Космоса, которые действуют на всех уровнях человеческого бытия. Знания, связывающие воедино земное и небесное, человека и Космос. Учение соединило древнюю мудрость Востока и достижения философии и науки Запада. Записана на русском языке, систематизирована и дана людям образованнейшей женщиной Еленой Ивановной Рерих (еще одной Еленой Петровной Блаватской была дана «Тайная доктрина»). Все творчество Николая Константиновича было пронизано идеями Живой этики, оно как бы иллюстрации к ней. Общение с учителями началось в Лондоне в 1920 году и продолжалось на протяжении всей жизни. Их таинственная обитель Шамбала находиться в недоступных областях Гималаев. В диараме дан образ заповедной страны – источника знаний и помощи людям. Фигура Певца – образ устремления к Высшему. Женщина с огнем с картины «Агни Йога», посвященной Елене Ивановне – образ принесения новых знаний. Новый виток эволюции будет напитан женской энергией, она называется эпохой Матери Мира. Образ Матери Мира, стоящей, как писала Е.И. Рерих, во главе Светлых сил, венчает композицию скульптур в центре зала. Один из великих Космических законов – закон равновесия и величия мужского и женского начала. Образ Матери Мира – воплощение высшей красоты, любви и самопожертвования. Великие учителя присылали на Землю – своих Посланников для помощи человечеству. Они несли новые идеи, совершали научные открытия, создавали произведения искусства, были мудрыми правителями. Посмотрите: Христос, Будда, Гермес, Эхнатон, Акбар, Сократ, Сергий Радонежский, Якоб Беме, Леонардо да Винчи, Джордано Бруно, Жанна д Арк, Циалковский, Вернадский, Скрябин, Блок… Всем бы не хватило место в этом зале. Николай Константинович Рерих писал о некоторых из них: «Святая Тереза, Святая Екатерина, Святая Жанна д'Арк, Святой Николай, Святой Сергий, Святой Франциск Ассизский, Фома Кемпийский. Эта седьмица Славных, седьмица великих Вестников, великих Учителей, великих Миротворцев, великих Строителей, великих Судей, в них выражен поистине великий земной путь. Они трудились бесконечно. Они были здесь, здесь, на Земле, они встречались с теми же самыми препятствиями, с тем же самым невежеством, суеверием и нетерпимостью. Своим светлым познанием они побеждали тьму; они-то знали вечный закон, что, давая, мы получаем. В этом осознании, в этом созидательном труде они стали истинными Светочами». Скульптурные портреты Вестников Человечества выполнены молодым скульптором Алексеем Леоновым.
Художественным комментарием к Живой Этике назвал свои картины Н.К. Рерих. На них изображен удивительный мир Красоты и Тайны. Воедино слились здесь будущее, настоящее и прошлое, и 3 мира – огненный, тонкий, и плотный. В зале картины из серии «Знамена Востока», написанные во время Центрально-Азиатской экспедиции. 1. «Будда Победитель». Медитация у подземных источников знания. Золотой свет изливается на него и проникает в подземелье. 2. «Моисей Водитель». Посылает в пространство радужную спираль светлого будущего, но на конце темное пятно – жесткая дисциплина заповедей (Сатурн). 3. «Дозор Гималаев». Три великана охраняют Духовные сокровища. 4. «Конфуций справедливый». Вечный странник, его повозка всегда запряжена. «Служение небу – служение людям». 5. «Сергий строитель». Запрещал принимать подаяния, только в обмен на труд. Отказался от митрополитского сана. Простота и труд. 6. «Магомет на горе Хира». Миссия пророка – понимать и передавать откровения людям. 7. «Нараджуна победитель Змея». Великий мудрец, почерпавший мудрость в беседе со Змеем Нагом, посвященным в тайное знание. Змей похож на Сфинкса. 8. «Ойрот вестник Белого Бурхана». Ойрот – правитель Алтая, Бурхан – Будда. Девушке было пророческое видение, что скоро придет Сам и будет жизнь по его законам. 9. «Знаки Христа». Храм строится руками и ногами человека. 10. «Змей. Рождение мистерий». Красота спасет мир. Рождение Афродиты. 11. «Матерь Мира»ЗАЛ УЧИТЕЛЕЙ
Картина-триптих «Fiat Rex» – «Да здравствует Король». Эта картина посвящена одному из Великих Учителей человечества, создателю учения Живой Этики. Золотое сияние излучает человек, будто возникший из глубины красных и темных скал. Из какого заповедного королевства появился этот Король? Яркие лучи света – словно крылья за его спиной; вокруг головы – золотистый нимб; лилово-синяя искрящаяся аура, «одеяние духа», окружает светящуюся фигуру Его. Золотые искры пронзают окружающую тьму. Рядом с Учителем на боковых створках триптиха – две фигуры. Они стоят на ступеньке лестницы, высеченной в горах. В их обликах, окруженных светом ауры, реальные исторические персонажи, жившие в Германии в 11 веке. Их скульптуры находятся в городе Наумбурге: маркграф Эккехард и его жена Ута. Какие невидимые узы связывают их с восточным мудрецом, королем легендарной страны?...
ЗАЛ ЦЕНТРАЛЬНО – АЗИАТСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ 1923 – 1928гг.
Экспедиция прошла по маршруту: Сикким, Индия, Китай, Москва, Алтай, Монголия, Тибет, Сикким. В ней принимали участие Н.К. Рерих, Е.И.Рерих, их старший сын Ю.Н. Рерих.
В 1923 году Рерихи посещают Индию (вероятно, произошла встреча с Учителями). Юрий Николаевич уже к этому времени знает восточные языки. В 1926 году в Китае получают разрешение на въезд с Советскую Россию. Встречаются в Москве с Чичериным и Луначарским.
В 1926 году Рерихи прибыли в Москву и передали Советскому Правительству «Послание Махатм» и ларец с гималайской землей для возложения ее «на могилу Брата нашего Махатмы Ленина».
Текст письма, переданного Н.К.Рерихом Советскому руководству, был следующим:
«На Гималаях Мы знаем совершаемое Вами. Вы упразднили церковь, ставшую рассадником лжи и суеверия. Вы уничтожили мещанство, ставшее проводником предрассудков. Вы разрушили тюрьму воспитания. Вы уничтожили семью лицемерия. Вы сожгли войско рабов. Вы раздавили пауков наживы. Вы закрыли ворота ночных притонов. Вы избавили Землю от предателей денежных. Вы признали, что религия есть учение всеобъемлимости материи. Вы признали ничтожность личной собственности. Вы угадали эволюцию общины. Вы указали на значение познания. Вы преклонились перед красотой. Вы принесли детям всю мощь Космоса. Вы открыли окна дворцов. Вы увидели неотложность построения домов Общего Блага! Мы остановили восстание в Индии, когда оно было преждевременным, также Мы признали своевременность Вашего движения и посылаем Вам всю нашу помощь, утверждая единение Азии! Знаем, что многие построения свершатся в годах 28-31-36».
Результаты экспедиции не подвластны человеческим способностям. Было пройдено свыше 25 тысяч километров, пересечены 2 пустыни, преодолены 35 высокогорных перевалов (около 6 тыс. метров, температура на некоторых достигала – -60 градусов). Был собран уникальный научный материал по географии, истории, археологии, этнографии, истории философии искусства и религии; найдены редчайшие манускрипты; собран богатейший лингвистический материал. Более 500 полотен создал Н.К.Рерих на экспедиционном маршруте. Итогом этого уникального путешествия стали философские труды Е.И.Рерих, многочисленные этнографические и культурологические труды Ю.Н.Рериха. На основе этих материалов был создан в Кулу Институт Гималайских исследований «Урусвати».
Но главная особенность этой экспедиции, которая проводилась под руководством духовных Учителей Востока, имела цели, связанные с Космической эволюцией Человечества. Рерихи владели Чудо-Камнем, Магнитом, который они должны были «заложить» для развития Грядущей Расы Человечества. Каким же образом были «заложены» Магниты?
«Магнит превращает идею пространства в действие», - сказано в Живой Этике, т. е. Идеи правят Миром. Какие же это идеи?
В предисловии к Живой Этике написано:
Друзья! Четыре камня положите в основание действий ваших.
Первый – почитание Иерархии.
Второй – сознание Единения.
Третий – сознание Соизмеримости.
Четвертый – применение Канона «Господом твоим»…
© ILCHUK.INFO, 2014-2024