Плутон в Близнецах
Яма в индийской мифологии весьма неоднозначный образ, претерпевший множество трансформаций: от верховного божества, отождествляемого со вселенной и бога заходящего солнца, до устрашающего демона смерти с верёвочной петлёй в руке, бродящего в сопровождении страшных собак и высматривающего свои жертвы. Между тем, в мифах Яма нигде не представлен как имеющий отношение к наказанию грешных. Как царь и судья усопших (Плутон), он является гораздо более поздним измышлением.
В «Упанишадах» Яму называют Учителем, Кала («Время»), а также Махакала («Великое Время»). В индийском пантеоне Яма фигурирует в двух версиях: 1) как бог умерших, в мире которого находятся тени усопших; 2) как первый человек, который умер и ушел в тонкий мир. Очевиден ряд трансформаций образа от Великого Учителя до первого смертного человека, открывшего последующим поколениям людей путь в загробный мир; и, наконец, как хранителя Юга. Существует множество весьма противоречивых и запутанных сюжетов, метаморфоз и превращений, связанных с Ямой и его сестрой-близнецом Ями, с которой он вступил в интимную связь; о проклятии Ямы его мнимой матерью и др.
Сюжет о Яме и Ями есть ничто иное, как метафора божественного Разума, вступившего в связь с интеллектом. Она сводится к простой формуле: человек получил Разум и осознал, что он смертен, и это была поистине новая ступень в эволюции человеческого сознания.
Двойственность разума есть ключ к пониманию трагического «затемнения» образа Ямы: окутанное страхами бессознательное проклинает его на земле за якобы нарушение дхармы рода, делая из прекрасного бога Великого Времени и великого Учителя - ужасного демона смерти.
Яма есть аллегория двойственной природы человеческого разума. Низший разум или земной интеллект призван объединиться с высшим духовным Разумом, чтобы познать великую тайну и смысл циклической природы жизни и смерти человека, существующей исключительно в сознании. Таким образом, архетип Ямы раскрывает идею великой божественной тайны - тайны смерти, постижение которой даёт человеку понимание смысла его жизни на земле.
(Подробнее см. "Зодиак Архетипов..." стр.247)