Плутон в Раке

Архетип Велеса

Велес  Велес – повсеместно почитаемое божество в древнерусском языческом пантеоне, «скотий бог», покровитель сказителей и поэзии. Почитался на Руси как бог, дарующий богатство и благополучие, как страж Ирия, обители богов; как божество творчества, медицины, мудрости, магии; как покровитель путников; как перевозчик душ усопших через реку Березину. Это он, Велес, подобно египетскому Тоту, взвешивал в Пекельном царстве души людей...
 В дохристианской Руси Велес не вошёл в пантеон богов: его идол стоял не на горе, а внизу, в слободах простого люда. Однако Перун на Руси почитался значительно меньше, чем Велес, который был любим народом. Существовал обычай оставлять в дар Велесу несжатыми несколько хлебных колосьев, что говорит о его связи с земледельческими культами; культ Велеса был связан также с обрядовыми песнями и поэзией, а сказителя Бояна называли «Велесовым внуком». Много сведений о жизни дохристианской Руси содержит сохранившаяся «Велесова книга».
 Известно множество легенд о скитании Велеса по разным мирам и эпохам в поисках «того, не знаю чего». Этот вечный путник, нисшедший на землю из высшего мира, обладал вселенской мудростью, но, одолеваемый гордыней, делал много ошибок: он совершал подвиги, помогая людям, просвещал и лечил их, но в гневе жестоко убивал; нарушал священные законы и каялся, очищался и опять грешил. При этом он всегда шёл по своим дорогам среди смертных, то в образе людском, то в зверином – шёл с глубокой верой, что все вызовы судьбы являются даром его Всевышнего Отца.
 В мифах прослеживается два явления Велеса в разных эпохах.
 В первой, архаической, он представлен как рождённый от синего камня коровой Земун от Рода. Велес унаследовал от своих родителей космическую тайну властителя трёх миров. Это космогонический этап.
 В другую эпоху Велес как сын коровы Амелфы был рождён с двумя камнями в руках – синим и черным. Человеческий этап. Велес становится культурным героем, родоначальником великих народов, учителем людей. И на этом этапе молодой и гордый Велес совершает много прегрешений, затем кается, смывает грехи в священных реках и опять грешит... Здесь истоки образов, с детства хорошо знакомых по русским волшебным сказкам (Яга, Кощей, царевна лягушка и многие другие).
 Кто же он, этот таинственный Велес – хозяин дикой природы, спустившийся из Сварги на землю из сострадания к людям; помощник идущим по дорогам жизни в поисках истины людей; бог непознанного, имеющий волшебные гусли – Слово; вечно бьющийся с Кощеем Бессмертным; возрождающийся под разными именами и обличьями; предок Даждьбога и русских людей, славян?
 «Скотий бог» был и остаётся олицетворением простого народа («Русь Вся»), каждый представитель которого при прохождении через цепь огненных трансформаций сознания, способен стать богом.
 Архетипом Велеса иллюстрируется идея трудного жизненного пути человека, которому многие земные жизни даны для трансформации его «скотьей» природы в божественную.

(Подробнее см. "Зодиак Архетипов..." стр.196)