Плутон во Льве

Архетип Плутоса

Плутос  Плутос – в греческой мифологии бог богатства, сын богини плодородия Деметры. Он был зачат на трижды вспаханном поле и воспитан богиней мира Эйрен и богиней счастливого случая, судьбы Тихе. Широко известны изображения маленького Плутоса с рогом изобилия – символом богатства на руках у этих богинь.
 Архетип неоднозначный, и разобраться в его сути помогут: комедия Аристофана «Плутос»; «Божественная комедия» Данте Алигьери и «Похвала Глупости» Эразма Роттердамского.
 Аристофан в своей комедии рассказывает об истории Плутоса, который был ослеплён Зевсом, чтобы бог богатства не мог видеть, кому он раздаёт блага, поэтому Плутос стал раздавать всем людям поровну. Одна из действующих лиц комедии – Бедность– уверяет, что именно она, а не Плутос, «помогает людям стать лучшими и душою и телом», тогда как испытание богатством – одно из трудных на земле. Бедность изгоняют, но жизнь доказывает её правоту: с равномерным распределением богатств естественный порядок вещей нарушается, и люди, разбогатев, не хотят работать и почитать богов. Испытание изобилием – одно из самых трудных на земле.
 Испытание изобилием – одно из самых трудных на земле.
 Данте в «Божественной комедии» описывает Плутоса как злобного, «хриплоголосого», кричащего хвалу Сатане. Плутос властвует в четвёртом круге Ада, куда попадают люди, виновные в противоположных грехах: скупцы и расточители, вечно спорящие друг с другом. Данте называет «летучим обманом» деяния Фортуны: полученное от неё золото чаще всего вызывает жгучую ненависть в роде людском. Люди перестают заботиться о чём- либо другом, кроме собственной выгоды.
 В «Похвале глупости» Э.Роттердамского Плутос именуется подлинным отцом богов и людей, да и самой глупости, поскольку земная жизнь невозможна без пищи, но тот, кто ищет смысл только в материальном богатстве, поистине глуп. Но, помимо ироничного смысла, здесь скрывается смысл глубинный, истинный: глупость есть незнание как стимул к познанию, следовательно, именно глупость олицетворяет потребность людей в пище духовной. Сократ говорил: «Я знаю, что ничего не знаю», и в этом смысле незнания все люди глупцы. Отсюда следует, по Роттердамскому, что Плутос – отец глупости как потенциальной мудрости.
 Итак, видим, насколько многолик и идейно неоднозначен образ Плутоса.
 Материальный достаток людей обусловлен их кармой – это одна из идей, инициируемых образом Плутоса. Вторая идея – идея труда как движущей эволюцию силы («трижды вспаханное поле», где «трижды» – указание на гармонию, «вспаханное» – на усердный труд). В образе Бедности у Аристофана, так же, как и в олицетворённой глупости у Эразма, заключена фундаментальная идея человеческих потребностей: 1) в хлебе насущном; 2) в «изживании глупости» через познание (здесь Плутос – отец глупости как потенциальной мудрости).
 Добывая материальные блага, человек развивается и духовно: «талант», данный Богом, не должен быть зарыт в землю или растрачен – он должен быть приумножен. Именно этот смысл вложен Данте в демонический образ Плутоса, охраняющего четвёртый круг Ада, где находятся души людей, не понявших сути евангельской притчи о талантах как духовных дарах.
 Почему так непросто однозначно охарактеризовать Плутоса? Плутос и плут имеют общий корень. Всё очень тонко и хитроумно в понимании богатства: как добыто, как использовано...
 Идею архетипа Плутоса можно определить так: мотивация и цель — показатели духовного и морального статуса владельца богатства. И горе стране, если её правитель не желает отвечать на эти вопросы!

(Подробнее см. "Зодиак Архетипов..." стр.553)